Создание и становление Республики Южная Осетия
В конце 1980-х годов в Грузии начался подъем националистического движения, сопровождавшийся усилением дискриминации негрузинского населения. Под давлением радикалов в Тбилиси готовилась ликвидация автономий Южной Осетии, принимались дискриминационные законодательные акты.
С целью обеспечить защиту прав Южной Осетии и создать конституционные гарантии для сохранения автономии, 10 ноября 1989 Совет народных депутатов ЮОАО принял решение о преобразовании автономной области в автономную республику в составе Грузинской ССР и обратился к Верховному Совету Грузинской ССР с просьбой рассмотреть это решение. Президиум Верховного Совета Грузии отменил решение Совета народных депутатов Южной Осетии, объявив его неконституционным.
23 ноября 1989 года по призыву лидеров националистического движения провести в Цхинвале "мирный митинг" на столицу Южной Осетии двинулась 50-тысячная толпа, среди которой насчитывалось несколько сот вооруженных боевиков. Не сумев войти в город, грузинские войска блокировали ведущие в него дороги, захватывая в заложники попадавших к ним в руки осетин и подвергая и пыткам и издевательствам. Блокада длилась несколько месяцев. За это время свыше 400 человек получили ранения и увечья, 5 осетин было убито.
В апреле и июне 1990 Верховный Совет Грузинской ССР объявил незаконными все юридические акты, принятые после советизации Грузии в 1921 году. Незаконными были также объявлены Законы СССР о разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации и о выходе из состава СССР. В ответ на это XIII, XIV и XV сессии совета народных депутатов Южной Осетии (июнь - сентябрь 1990 г.) приняли пакет решений: Декларацию о суверенитете, о действии Конституции СССР и законов СССР на ее территории, о преобразовании Юго-Осетинской автономной области в республику (20 сентября 1990 г.)
10 декабря 1990 года Верховный Совет Республики Грузия единогласно принял незаконное решение об упразднении Юго-Осетинской автономной области.
В ночь с 5 на 6 января 1991 года руководство Грузии ввело в столицу Южной Осетии подразделения милиции и национальной гвардии Грузии. Они начали производить обыски, аресты, грабежи, убийства осетин, поджоги жилых домов и другие преступные действия. В этих условиях осетинская сторона была вынуждена принять меры к самообороне. Грузинские войска были выбиты из Цхинвала, после чего начали совершать карательные акции против сельских поселений Южной Осетии и производить ракетно-артиллерийские обстрелы Цхинвала.
В результате грузинского террора только за период с 6 января по 1 сентября 1991 года было убито 209 человек, 460 - ранено, 150 - пропало без вести.
Политика грузинских властей, эскалация вооруженного насилия, переходящего в геноцид - второй на протяжении XX столетия - показали невозможность обеспечения прав и выживания народа Южной Осетии в составе грузинского государства. |
Цхинвал. Мемориал Защитников Отечества |
19 января 1992 года был проведен Референдум о независимости Республики Южная Осетия. Свыше 98% принявших участие в голосовании высказались за независимость Южной Осетии.
С февраля 1992 года агрессия Грузии против Южной Осетии приняла еще более широкие масштабы. В результате артиллерийских обстрелов и жестоких массовых убийств осетин количеств жертв геноцида постоянно росло. В этой ситуации Верховный Совет Республики Южная Осетия принял Акт о государственной независимости.
Ввиду продолжающейся эскалации вооруженного насилия против мирного осетинского населения, угрозы масштабного кровопролития в условиях предпринимавшихся грузинскими войсками штурма Цхинвала и нараставшего накала общественно-политической ситуации в Северной Осетии руководство Российской Федерации предприняло энергичные усилия с целью добиться прекращения кровопролития. 24 июня 1992 года в Сочи было подписано Соглашение о принципах мирного урегулирования грузино-осетинского конфликта. 14 июля 1992 года в зону конфликта были введены миротворческие силы, состоящие из российского, грузинского и осетинского батальонов.
В 1994-1995 начался переговорный процесс по проблеме урегулирования грузино-осетинского конфликта.
16 мая 1996 года Председатель Верховного Совета Республики Южная Осетия Л. Чибиров и Президент Республики Грузия Э. Шеварднадзе подписали в Москве Меморандум о мерах по обеспечению безопасности и укреплению взаимного доверия между сторонами в грузино-осетинском конфликте. Документ закреплял отказ сторон от применения силы или угрозы ее применения для достижения своих целей.
Переговорный процесс развивался в различных форматах и позволил выйти на ряд договоренностей, способствовавших укреплению стабильности и началу восстановления взаимного доверия между сторонами в конфликте. Однако "розовая революция" и смена власти в Тбилиси привели к смене курса тбилисского режима в отношении мирного процесса. Власти Грузии сделали ставку на использование силовых методов. В июле - августе 2004 года от угроз и демонстраций силы руководство Грузии перешло к новой вооруженной агрессии против Южной Осетии, однако потерпело неудачу, понеся значительные потери в боях под Цхинвалом.
Саботируя конструктивный диалог по возобновлению мирного процесса и подменяя его демагогическими заявлениями и предложениями заведомо неприемлемых проектов урегулирования, власти Грузии завели мирный процесс в тупик.
В сложившейся ситуации единственной возможностью для укрепления стабильности и безопасности является международное признание Республики Южная Осетия, для которого есть все правовые предпосылки.
Государственная система и административно-территориальное устройство РЮО
Республика Южная Осетия - независимое, суверенное, демократическое, правовое государство, созданное в результате самоопределения народа Южной Осетии.
Первая Конституция РЮО была принята на всенародном референдуме 2 ноября 1993 года. Действующая Конституция Республики Южная Осетия принята на референдуме 8 апреля 2001 года.
Система государственной власти в РЮО основана на принципах разделения исполнительной, законодательной и судебной властей.
Главой Государства является Президент, избираемый прямым всеобщим тайным голосованием на 5-летний срок.
Высший законодательный орган - Парламент, также избирается прямым всеобщим тайным голосованием сроком на 5 лет. Председатель Парламента избирается из числа депутатов самими депутатами.
Правительство состоит из 14 министров и возглавляется Председателем, который назначается Президентом с согласия Парламента.